Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака (World No Tobacco Day). Перед мировым сообществом была поставлена задача — добиться того, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. XXI век наступил, но проблема... Борьба с никотином продолжается.
В 2012 году ВОЗ провозгласил следующий девиз для проведения Всемирного дня без табачного дыма: «Остановить вмешательство представителей табачной индустрии». Эта кампания будет сосредоточена на необходимости выявления и противодействия все более агрессивным попыткам табачной индустрии подорвать принятую большинством стран Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ).
Вмешательство табачной промышленности в политику здравоохранения – самая большая угроза для борьбы против табака. Если мы не знаем, что предпринимает табачная промышленность, мы не можем эффективно реагировать на эти вызовы.
Целью табачной индустрии является:
Поддержать или повысить уровень потребления табака.
Смягчить или отсрочить ограничения на его употребление.
Избежать публичной критики и юридической ответственности.
Для достижения этих целей используются прямые и косвенные методы: реклама табачной продукции; спонсорство, в том числе и социальное; разрабатывается дизайн упаковки табачной продукции, привлекательный для целевых потребителей; лоббирование своих интересов в органах власти; мобилизация оппозиции, создание и поддержка общественных движений в защиту прав курильщиков; атака на научные данные, в частности в области здравоохранения. Эти методы способствуют укреплению политического влияния табачных компаний, получению доступа к молодежи, участию в формулировании и осуществлении политики общественного здравоохранения, улучшению имиджа табачных брендов, снижению эффективности антитабачного законодательства.
Основные цели табачной рекламы:
Вовлечь новых потребителей, в первую очередь детей и женщин.
Поддержать или повысить уровень потребления табака среди зависимых от него людей.
Ослабить желание курильщика отказаться от потребления табака.
Побудить людей, отказавшихся от табака вновь вернуться к потреблению табака.
Табачные изделия — это уникальный товар, наносящий вред здоровью потребителей при применении по прямому назначению, что не соответствуют критериям безопасности, предъявляемым к товарам в России. Их производство и распространение противоречит ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара» закона «О защите прав потребителей» и подпадает под ст. 238 Уголовного Кодекса «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, … не отвечающих требованиям безопасности». Нет права на курение. Есть право на жизнь и право на безопасное рабочее место. Курение рядом с другими людьми угрожает их жизням.
Согласно исследованиям «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), почти 35% россиян подвергаются воздействию вторичного табачного дыма на работе; 90,5% людей, посетивших бар, и 78,6% людей, посетивших ресторан, вынуждены вдыхать табачный дым. Как курящие (70,7%), так и некурящие россияне (89,1%) признают, что пассивное курение вызывает серьезные заболевания у некурящих людей.
Согласно всероссийскому опросу взрослого населения об отношении к мерам по борьбе с табакокурением, проведенному в 2010г., 82% населения одобряют полный запрет на курение в общественных местах, включая рестораны и бары.
Таким образом, научные данные, поддержку СМИ, пропагандистско-просветительскую деятельность, юридические средства, меры по обеспечению выполнения законов следует противопоставить деятельности табачной индустрии для защиты населения от табачного дыма.